ПОЛОЖЕНИЕ
о системе кураторства студентов ЯрГУ
1 Общие положения
1.1. Система кураторства студентов в ЯрГУ создается в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и развития личности студентов в академических группах.
1.2. Кураторы учебных групп младших курсов назначаются из числа студентов старших курсов, входящих в профсоюзную организации студентов и аспирантов решением профбюро факультета сроком на 1-2 года.
1.3. Куратор академической группы в своей деятельности подчиняется профбюро и профоргу факультета, а также профсоюзу студентов и аспирантов и его председателю.
1.4. В своей деятельности куратор руководствуется следующими нормативными документами: Устав ЯрГУ, правила внутреннего распорядка университета, положение о системе кураторства.
1.5. Для осуществления деятельности кураторов используется информационная и материально-техническая база университета.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью деятельности кураторов является формирование и развитие студенческого коллектива.
2.2. Куратор выполняет следующие задачи:
- установление контактов между студентами группы, студентами и преподавателями, студентами и администрацией факультетов и университета;
- привлечение студентов ко внеучебной деятельности группы, факультета и университета;
- решение проблем адаптации студентов к условиям обучения в вузе;
- формирование в группе сплоченного коллектива;
- оказание помощи студентам в овладении методами самостоятельной работы;
- развитие инициативы и самостоятельности студентов;
- развитие творческих способностей студентов.
3. Содержание и организация деятельности куратора
3.1. Система кураторства в ЯрГУ представляет из себя структуру, включающую:
- академические группы 1-2 курса бакалавриата;
- профорги и старосты академических групп 1-2 курса бакалавриата;
- кураторы академических групп 1-2 курса бакалавриата из числа студентов старших курсов;
- профорг факультета;
- профбюро факультета;
- профсоюз студентов и аспирантов;
- отдел по учебно-воспитательной работе;
- проректор по учебной и социальной работе.
3.2. Куратор ведет работу по следующим направлениям.
Организационная работа cо студентами:
- регулярное взаимодействие со старостой и профоргом группы.
- планирование внеучебной работы академической группы (на учебный год, семестр) в соответствии с планами мероприятий факультета и университета;
- проведение кураторских часов, общих собраний группы по вопросам обучения и воспитания;
- поддержание связи с деканатом, общежитием;
- ознакомление студентов со структурой университета, с основными службами, регулирующими документами;
- обеспечение скорейшей адаптации студентов к системе обучения в ЯрГУ, к проживанию в общежитии.
- проверка посещаемости занятий студентами;
- оказание помощи студентам в решении возможных конфликтов с преподавателями;
- организационная поддержка студентов во время зачетной и экзаменационной сессий;
- сплочение студенческого коллектива в группе;
- ознакомление студентов с историей и традициями университета;
- ознакомление студентов с правилами внутреннего распорядка в вузе и в общежитии, с отдельными разделами и положениями Устава университета;
- содействие развитию различных форм студенческого самоуправления;
- изучение потребностей студентов, проведение анкетирования, опросов;
- организация досуга студентов, культурно-просветительская деятельность, выявление талантов и неформальных лидеров;
- оказание помощи студентам в реализации их способностей и наклонностей.
3.3. Деятельность куратора реализуется через следующие формы работы,
- проведение собраний в группе;
- участие студентов группы в мероприятиях по плану учебно-воспитательной и культурно-массовой работы факультета и университета;
- оказание помощи студентам в организации учебы, решении возникающих трудностей;
- контакты с преподавателями, ведущими занятия в группе и администрацией факультета;
- поддержание связи с родителями студентов;
- организация в группе культурно-массовых мероприятий;
- мнение студентов о кураторе.
4. Управление системой кураторства
4.1. Управление системой кураторства осуществляется в соответствии с Уставом университета и настоящем положением.
4.2. Общее руководство осуществляется проректором по учебной и социальной работе.
4.3. Непосредственное руководство системой кураторства университета осуществляет начальник отдела внеучебной работы со студентами, системой кураторства на факультетах – профбюро факультета.
4.4. Изменения в Положение о системе кураторства могут быть внесены Советом обучающихся ЯрГУ и Профсоюзом студентов и аспирантов.
5. Права и обязанности.
5.1. Куратор академической группы имеет право:
- иметь доступ к сведениям о студентах, содержащимся в документации деканатов и студенческого отдела кадров (адрес по месту жительства, результаты успеваемости и т.д.);
- использовать инфраструктуру университета для проведения организационных, культурно-массовых, спортивных и других мероприятий с группой.
- получать организационную и методическую помощь от заместителей деканов и начальника отдела по внеучебной работе со студентами;
- вносить предложения по совершенствованию форм и методов учебно-воспитательной работы;
- посещать академические занятия группы;
- устанавливать контакт с родителями студентов и членами их семей;
- обращаться в деканат факультета по вопросу кандидатуры старосты или соответствия студента должности старосты;
- принимать участие в решении вопросов представления студентов к установленным в университете формам поощрения и взыскания, отчисления, перевода, предоставления академических отпусков и перевода на повторное обучение;
- привлекать преподавателей и сотрудников вуза для проведения мероприятий в группе.
- освещать свою работу в университетской газете «Демидовский университет».
5.2. Куратор академической группы обязан:
- изучать и использовать в своей работе опыт работы лучших кураторов;
- проводить регулярные встречи с курируемой группой в виде тематических семинаров, собраний, конкурсов и т.д.;
- проводить работу по выявлению лидеров студенческой группы;
- организовать составление плана работы группы на учебный год, семестр;
- проводить индивидуальную работу со студентами в виде бесед;
- информировать студентов о структуре ЯрГУ, о правилах внутреннего распорядка, об основных этапах учебного процесса, об основных документах, регламентирующих учебный и внеучебный процесс в университете, о проводимых в университете мероприятиях;
- вовлекать студентов группы в мероприятия факультета и университета с целью развития их индивидуальных способностей.
Куратор имеет право:
5.3. Профорг факультета обязан:
- ежегодно утверждать список кураторов академических групп факультета;
- обеспечивать повышение квалификации кураторов ;
- обеспечивать кураторов групп необходимыми методическими материалами;
- анализировать деятельность кураторов и пропагандировать опыт лучших из них;
- передавать кураторам информацию о мероприятиях факультета и университета для ее доведения до студентов академических групп.
5.4. Профорг факультета имеет право:
- контролировать работу кураторов академических групп факультета путем посещения встреч, опроса студентов;
- учитывать при назначении кураторов индивидуальные возможности студентов;
- вносить предложения в профбюро факультета о снятии куратора за невыполнение обязанностей куратора;
- вносить предложения о совершенствовании системы кураторства.
5.5. Начальник отдела по работе со студентами обязан:
- создавать условия для развития кураторов, их информационного и методического обеспечения;
- регулярно заслушивать отчеты профоргов факультета о результатах кураторской работы;
- организовать совещания, круглые столы по проблемам кураторов;
5.6. Начальник отдела по работе со студентами имеет право:
- согласовывать решения о моральном и материальном поощрении кураторов, эффективно выполняющих свои обязанности;
- осуществлять контроль за кураторской деятельностью на факультетах;
- представлять проректору по учебной и социальной работе предложения по совершенствованию системы кураторства.